ОКБ им. Миля Ми-24
Обозначение НАТО: HIND
Боевой вертолет поддержки
Разработка вертолета Ми-24 началась в 1967 году. Первый полет опытного
образца состоялся в 1969 году, а в 1971 году начался серийный выпуск
этой машины. Вертолет Ми-24 имеет несколько модификаций: Ми-24Д (1976
год), Ми-24В и Ми-24П (1980 год). Эти боевые машины выпускались на вертолетных
заводах в Арсеньеве и Ростове с 1971 года по 1991 год. Более чем за
20 лет было построено 2300 вертолетов, которые успешно эксплуатировались
и поддерживали боевую мощь более 20 стран мира. В 1993 году на вооружении
армии России состояло около 1500 различных модификаций этих машин. К
1992 году серийный выпуск Ми-24 прекращен, но вертолет еще не одно десятилетие
будет оставаться в строю. Несущая система Ми-24 создана на базе вертолета
Ми-8, но имеет множество особенностей конструкции: несущий винт меньшего
диаметра, но большей удельной нагрузки, лопасти имеют стеклопластиковую
обшивку, многие элементы конструкции выполнены из алюминиевого сплава.
На вертолете установлено полностью убирающееся в полете трехстоечное
шасси, двигатели оборудованы системой для уменьшения инфракрасного излучения,
на воздухозаборники установлены пылезащитные устройства. В грузовой
кабине могут разместиться до восьми десантников. Вертолет широко применялся
во время войны в Афганистане, а также участвовал в боевых действиях
между Ираком и Ираном в начале 1980-х гг. Ми-24 широко экспортировался
и продолжает поставляться во многие страны. К 1991г. было построено
более 2300 машин. Рекорды Международной федерации авиации (FAI), установленные
экспериментальным вариантом А-10 вертолета Ми-24, дают некоторое представление
о его возможностях; так, например, 2 сентября 1978 г. вертолет достиг
скорости 368,4 км/час.
В состав оборудования входят - оптико-электронная (ТВ для низких уровней
освещенности) обзорно-прицельная система в правом и радиокомандная система
наведения ракет в левом носовых подфюзеляжных обтекателях, пушечный
прицел ПКВ или (на Ми-24В) ИЛС, приемник предупреждения о РЛ облучении,
ИК система создания помех "Липа", система опознавания госпринадлежности,
фотокинопулемет, контейнеры АСО-2 со 132 ЛЦ. Пилотажно-навигационное
оборудование включает систему автоматического управления полетом САУ-В24-1
с автопилотом ВУАГ1-1 для автоматической стабилизации вертолета по крену,
курсу, тангажу, барометрической высоте и скорости полета. Имеются также
автоматические радиокомпасы АРК-15М и АРК-У2, доплеровский измеритель
скорости и угла сноса ДИСС-15Д, радиовысотомер РВ-5, комбинированная
курсовая система "Гребень-1". В состав приборного оборудования
входят командный пилотажный прибор ПКП-72М, указатель крена и тангажа
УКТ-2, радиомагнитный индикатор РМИ-2. Связная аппаратура включает командные
УКВ радиостанции Р-860, Р-863 и Р-828, связную КВ радиостанцию "Карат",
самолетное переговорное устройство СПУ-8. Имеется бортовой регистратор
САРПП-12, для оповещения экипажа об аварийных ситуациях в полете установлена
аппаратура речевых сообщений РИ-65.
На Ми-24Д установлена кабина с тандемным расположением членов экипажа.
Летчик находится в задней кабине и осуществляет управление вертолетом,
а оператор — спереди и способен управлять системой вооружения. Фонари
кабины выполнены из оргстекла с установкой системы герметизации и кондиционирования,
позволяющей выполнять полеты в условиях радиационного и химического
заражения. Вертолет Ми-24Д снабжен установкой УСПУ-24 с дистанционным
управлением, оборудованной четырехствольным пулеметом ЯкБ-12,7 мм с
боекомплектом 1400 патронов.
На Ми-24П установлена 30-мм двухствольная пушка ГШ-30 в правом фюзеляжном
обтекателе или спаренная пушка калибра 23 мм в подвижной носовой установке.
На внешних узлах подвешиваются 12 сверхзвуковых ПТУР "Штурм-В"
или управляемые ракеты ближнего воздушного боя Р-60, блоки УБ-32-57
или УБ-20-57 с неуправляемыми авиационными ракетами С-5 (32*57 мм или
20*57) или блоки с НАР С-8 (80мм) или с НАР калибра 240 мм, пушечный
контейнер УПК-23-250 с пушкой ГШ-23, контейнеры с пулеметами или гранатометами,
до 1500 кг бомб. Вертолет оснащен оптико-электронной обзорно-прицельной
системой, приемником предупреждения о радиолокационном облучении, системой
инфракрасных помех "Липа" и системой опознавания госпринадлежности.
На вертолете установлено пилотажно-навигационное оборудование, состоящее
из системы автоматического управления САУ-24-1 с автопилотом ВУ-АП-1
для автоматической стабилизации машины по курсу, крену и тангажу, высоте
и скорости. Также имеются автоматические радиокомпасы АРК-15М и АРК-У2,
доплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-15Д, радиовысотомер
РВ-5, курсовая система "Гребень-1", УКВ-радиостанция Р-863,
самолетное переговорное устройство СПУ-8, речевой информатор РИ-65 и
бортовой регистратор полетных данных САРПП-12. На вертолетах Ми-24 в
1975 и 1978 годах был установлен ряд мировых рекордов. В вооруженных
силах России вертолеты Ми-24 постепенно заменяются на более современные
машины Ка-50, Ми-28 и Ка-52.
Модификации вертолета:
Ми-24 - кабина "верандой", вооружение: в носу - подвижная
пулеметная установка HУВ-1 c пулеметом А-12,7, блоки HУРС C-5 и 4 ПТУР
9М17 противотанкового комплекса "Фаланга-М" (внешне - это
такие маленькие, с довольно большим для такой ракеты крылом). Опытные
машины.
Ми-24А - практически то же самое (немного удлиннена кабина), только
в серии. Построено около 250 машин. Часть выпущена в учебном варианте
Ми-24У. От боевого он отличался отсутствием носового пулемета, вместо
которого в передней кабине летчика-инструктора были установлены полноценное
пилотажно-навигационное оборудование и стандартные рычаги управления.
Ми-24Б - аналог Ми-24А, кроме вооружения - в носу стояла подвижная пулеметная
установка УСПУ-24 с высокотемпным пулеметом ЯКБ-12,7. В серию не пошел
из-за неудовлетворительного обзора из кабины.
Ми-24В - раздельные кабины, пулемет ЯКБ-12,7 и противотанковый комплекс
"Штурм-В". Однако из-за неготовности комплекса, под который
изначально создавался Ми-24, в серию пошел с комплексом "Фаланга-М"
под названием Ми-24Д (с 1973 г. Всего до 1977 г. построили около 350
таких машин). Часть машин выпущена в варианте Ми-24ДУ, с кабиной инструктора
вместо оператора). Hа экспорт Ми-24Д поставлялся под обозначением Ми-25.
Собственно Ми-24В (в том варианте, в котором он был задуман т.е. с комплексом
"Штурм-В": до 8 ракет в длинных цилиндрических контейнерах)
пошел в серию c 1976 года (построено около 1000 машин, на экспорт шел
под обозначением Ми-35).
Ми-24РХР - вариант (на основе Ми-24Д) радиохимической разведки с концевыми
крыльевыми узлами для размещения средств радиационной / химической /
бактериологической разведки и со снятыми оптико-прицельной и радиокомандной
системами в носовых обтекателях.
Ми-24П - аналог Ми-24В, но с неподвижно установленной с правого борта
двухствольной пушкой ГШ-30 (два длинных ствола с коническими насадками
на концах). Пулемет и его прицельный комплекс сняты, поскольку прицеливание
осуществлялось самим вертолетом. В серии с 1981 года, построено 620
машин.
Ми-24ВП - то же, что и Ми-24В, но с подвижной установкой HППУ-23 с двухствольной
пушкой ГШ-23Л вместо пулемета ЯКБ-12,7. В серии был с 1989 года.
Ми-24БМТ - минный тральщик на базе Ми-24А. Снято все вооружение, броня
и крыло. Установлено траловое устройство и доп. топливный бак. Сделан
в единственном экземпляре (1974 год), в серии не был.
Ми-24Р - разведчик химической и радиационной обстановки на базе Ми-24В.
Оснащен контейнерами со спецоборудованием на подкрыльевых пилонах и
дистанционно управляемым экскаватором для взятия проб грунта.
Ми-24К - разведывательно-корректировочный вертолет для сухопутных войск
(также на базе Ми-24В). Построено примерно по полторы сотни Ми-24Р и
Ми-24К.
А-10 - специально обегченный бескрылый вариант Ми-24А для рекордных
полетов (1975 год). В единственном экземпляре.
Ми-24ПС - милицейский патрульно-спасательный вертолет. Известно два
варианта. Один - на базе Ми-24П и вооружен 30-мм неподвижной пушкой
ГШ-30К. Оснащен системой спутниковой связи и комплексом связи, применяемым
российским спецназом. Установлена поисковая фара ФПП-7, громкоговорители
и гиростабилизированный оптический комплекс. Кроме того, в носовой части
фюзеляжа установлен метеолокатор. В грузовой кабине может транспортироваться
штурмовая группа из шести человек. Для облегчения десантирования на
фюзеляже вертолета установлены поручни, захваты и зацепы (одновременно
по канатам могут опускаться на землю четыре человека), а также бортовая
лебедка ЛПГ-4. Второй Ми-24ПС не оснащен метеолокатором и пулеметно-пушечным
вооружением. Крыло меньшего размаха, под которым на пилонах крепятся
два подвесных топливных бака. В носовой части фюзеляжа машины в подвижном
шарообразном контейнере установлен тепловизор, служащий для поиска объектов
ночью. Имеются мощные громкоговорители.
Ми-24ВМ - проект модернизации существующих Ми-24ВП с новым РЭО, комплексом
вооружения "Атака-В" + возможностью подвески ракет класса
"воздух-воздух" комплекса "Игла-В", рулевым винтом
по типу Ми-28 и рядом доработок по планеру.
Ми-24Л - вариант с отрицательным поперечным V крыла, на концах которого
расположены пилоны для подвески ракет, и с размещением (на вертолетах
позднего выпуска) рулевого винта слева по борту (вместо прежнего правого
размещения).
Ми-25 - экспортный вариант вертолета Ми-24Д.
Ми-35 - экспортный вариант Ми-24В.
Ми-35П - экспортный вариант Ми-24Д.
Основные тактико-технические характеристики Ми-24Д:
Год принятия на вооружение (Ми-24Д) – 1973
Диаметр главного винта – 17,3 м
Диаметр хвостового винта – 3,91 м
Длина – 17,51 м
Высота – 6,5 м
Масса, кг
- пустого – 8200
- нормальная взлетная – 11200
- максимальная взлетная – 12000
Внутренние топливо – 1500 кг + 1000 опционально
ПТБ – 1200 (4 х 500 л)
Тип двигателя – 2 х ГТД Климов ТВ3-117
Мощность – 2 х 1620 кВт (2 х 2220 л.с.)
Максимальная скорость – 335 км/ч
Крейсерская скорость – 270 км/ч
Практическая дальность – 1000 км
Дальность действия – 224 км
Скороподъемность – 750 м/мин
Практический потолок – 4500 м
Статический потолок – 1500 м
Экипаж – 2 + 1 (опционально) чел.
Полезная нагрузка: до 8 солдат или 4 носилок
Вооружение: 1 х 12.7-мм пулемет или 1 х12.7-мм четырехствольный пулемет
ЯкБ-12.7 или 23-мм двухствольная пушка ГШ-23Л или 30-мм пушка ГШ-30.
Боевая нагрузка - до 2400 кг на 6 узлах подвески: 4 ПУ УВ-32-57 32х55-мм
НУР С-5 или 2 ПУ УБ-20-8 20х80-мм С-8 НУР, и 4 ПТУР М-17П Скорпион.
или 12 ПТУР Штурм-В или УР "воздух-воздух" Р-60, или ПУ УВ-20-57
20х55-мм НУР С-5 или 240-мм НУР, или контейнеры УПК-23-250 с 23-мм пушкой
ГШ-23Л и 250 патронами, контейнеры с пулеметами или 30-мм гранатометами,
или 1500 кг бомб малого калибра в том числе кластерные, напалмовые,
дымовые. Возможно установка поставщика мин ПФМ-1.