HAC Tigre
Многоцелевой ударный вертолет
Вертолет Tiger разработан консорциумом Eurocopter, в который входят
германская фирма MBB и французская Aerospatiale. Согласно принятому
в 1987 году представителями ФРГ и Франции соглашению, велась разработка
двух вариантов боевого вертолета - противотанкового, единого для обеих
стран и получившего в ФРГ название РАН-2, а во Франции - НАС, и вертолета
сопровождения и огневой поддержки только для Франции, названного НАР.
Первый полет опытного образца вертолета состоялся 27 апреля 1991 года.
В настоящее время ведутся летные испытания пяти опытных образцов. Для
обеих стран планируется изготовить 427 вертолетов всех вариантов. Поступление
первого серийного вертолета (вариант НАР) во французские войска ожидается
в 2001 году.
Особенностью нового боевого вертолета являются: способность выполнять
боевые задачи круглосуточно и в сложных метеорологических условиях,
высокие маневренность, боевая живучесть и эксплуатационная технологичность,
качественно новый уровень автоматизации управления бортовыми системами
и вооружением, а также широкое применение композиционных материалов.
Все варианты вертолета основываются на единой базовой конструкции (фюзеляж,
двигатели, гидравлические, топливные и электрические системы и т.д.),
а также на модульной конструкции специального оборудования. В основу
базовой конструкции положена схема одновинтового вертолета с рулевым
винтом, двумя газотурбинными двигателями и трехстоечным шасси с хвостовым
колесом.
Вертолет имеет фюзеляж, самолетного типа, выполненный примерно на 80%
из композиционных материалов, что не только уменьшает массу конструкции
вертолета, но и способствует снижению стоимости жизненного цикла и трудоемкости
эксплуатации. В передней части фюзеляжа находятся расположенные по схеме
"тандем" кабины летчика и летчика-оператора. Кабина летчика
находится впереди, а кабина летчика-оператора - сзади и несколько выше.
Основные органы управления дублированы и размещены в обеих кабинах,
так что в случае необходимости летчик-оператор может взять управление
вертолетом на себя. Конструкция фюзеляжа в целом и шасси выполнены с
учетом требований к безопасной повреждаемости конструкций и систем.
Для обеспечения безопасности экипажа в случае аварийной посадки в нижней
части фюзеляжа имеются панели с сотовым наполнителем, обладающие способностью
поглощать кинетическую энергию. Такая конструкция обеспечивает безопасное
для экипажа приземление с вертикальной скоростью до 10.5 м/с. Значительную
часть энергии в случае аварийной посадки принимают на себя также кресла
пилотов и шасси.
Вертолет имеет крыло с размахом 4.5 м, концевые части которого опущены
вниз. На крыле предусмотрены четыре узла подвески вооружения или дополнительных
топливных баков. Силовая установка состоит из двух турбовальных газотурбинных
двигателей MTR 390 с мощностью на максимальном взлетном режиме 958 кВт.
каждая. Силовая установка управляется электронно-цифровой системой,
обеспечивающей оптимальную работу двигателей на всех режимах. Для уменьшения
заметности вертолета в инфракрасном диапазоне сопла двигателей оборудованы
устройствами для смешивания выхлопных газов с воздухом. В случае отказа
одного из двигателей продолжение полета возможно посредством вывода
другого двигателя на чрезвычайный режим. Общая емкость топливных баков
составляет 1360 л. Топливные баки оборудованы системой предотвращения
взрыва газовоздушной смеси в надтопливном пространстве.
Вертолет снабжен четырехлопастным несущим и трехлопастным рулевым винтами.
Лопасти винтов изготовлены из композиционных материалов. Все варианты
вертолета оснащены разведывательно-прицельной аппаратурой, навигационным
оборудованием и системами управления оружием, обеспечивающими их боевое
применение днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. В состав
прицельного комплекса входят: телевизионная камера, инфракрасная система
ночного видения, лазерный дальномер-целеуказатель и нашлемные прицелы.
Прицельно-навигационная информация может отображаться на нашлемных индикаторах,
на лобовом стекле и цветных многофункциональных дисплеях на жидких кристаллах
в кабинах членов экипажа.
Вооружение противотанковых вертолетов должно состоять из 8 ПТУР "Hot-2"
или 8 новых ПТУР "Trigat" и 4 ракет "Mistral" или
"Stinger" класса "воздух-воздух". Вертолеты сопровождения
и огневой поддержки вооружаются встроенной 30-мм авиапушкой на турельной
установке, пусковыми установками неуправляемых ракет калибром 68мм и
4 ракетами "Mistral".
Модификации вертолета:
НАС Tigre - многоцелевой ударный вертолет с основной противотанковой
задачей.
HAP Gerfaut - ударный вертолет огневой поддержки для армии Франции.
PAH-2 Tiger - Panzerabwehrhubschrauber 2 - противотанковый вертолет
второго поколения для армии ФРГ.
Основные тактико-технические характеристики:
Год принятия на вооружение - 1999
Диаметр главного винта - 13,0 м
Диаметр хвостового винта - 2,70 м
Длина - 14,00 м
Высота - 4,32 м
Масса, кг
- пустого - 3300
- нормальная взлетная - 5400
- максимальная взлетная - 6000
Внутренние топливо - 1360 л
Тип двигателя - 2 ГТД MTU/Turbomeca/Rolls-Royce MTR 390
Мощность при взлете - 2 х 1300 л.с.
Мощность при полете - 2 х 1190 л.с.
Максимальная скорость - 322 км/ч
Крейсерская скорость - 280 км/ч
Практическая дальность - 800 км
Скороподъемность, м/мин
- максимальная - 690
- боевая - 384
Статический потолок - 3500 м
Экипаж - 2 чел
Вооружение: 30-мм пушка GIAT M871 или AM-30781 с 750 патронами. Боевая
нагрузка на 4 узлах подвески:
Противотанковая конфигурация:
8 ПТУР HOT2 и/или TRIGAT LR и 4 УР "воздух-воздух" Mistral
и/или FIM-92 Stinger
Ударная конфигурация:
4 УР "воздух-воздух" Mistral совместно с пушкой 68х68-мм НУР
SNEB или 44х68-мм НУР и 4 УР Mistral.