Sikorsky Aircraft UH-60 Black Hawk
Многоцелевой вертолёт
Вертолет UH-60 Black Hawk (Sikorsky S-70) - многоцелевой вертолет, предназначался
для замены машин Bell UH-1 и должен был перевозить 11 военнослужащих
в ночном снаряжении. Опытный экземпляр YUH-60A поднялся в воздух 17
октября 1974 г., а 23 декабря 1976 г. он был объявлен победителем на
конкурсе проектов, оставив позади машины Bell 240 и Boeing Vertol 179.
Первый контракт был заключен на 15 вертолетов UH-60A Black Hawk; следующие
353 машины были предметом выбора по твердым ценам, и контракт, подписанный
в апреле 1982 г., предусматривал приобретение еще 294 вертолетов с поставками
до 1985 г. Оснащенный двумя турбовальными двигателями General Electric
T700-GE-700 мощностью на валу 1163 кВт, первый серийный вертолет UH-60A
взлетел 17 октября 1978г. Он был способен перевозить до 20 человек и
справляться с грузом на внешних подвесках до 2000 кг. После установки
дополнительных пилонов UH-60A мог перевозить такие грузы, как ракеты
Hellfire, топливные баки для полетов большой дальности и пулемет М-60
в передней части кабины. К середине 90-х гг. было построено около 2000
вертолетов Н-60/S-70 для заказчиков из 20 стран.
Модификации вертолета:
UH-60A Black Hawk - первоначальный серийный вариант вертолета; хвостовая
балка складывалась вручную; постоянно усовершенствовался: установка
спасательной лебедки и приспособлений для перевозки внешних грузов,
пулемет М60D заменен на мини-пушку М134, на выхлопное сопло установлены
подавители инфракрасного излучения, проволочная защитная сетка над кабиной,
"черный ящик", навигационная система Тракор AN/ARN-148 Омега
(Tracor AN/ARN-148 Omega), приемопередатчик спутниковой связи и глобальная
навигационная спутниковая система; использовался Таможенной службой
США под обозначением UH-60А Pot Hawk для проведения операций по борьбе
с наркобизнесом; поставлялись в военную авиацию Бахрейна, ВВС Колумбии,
ВВС Филиппин и сухопутные войска Саудовской Аравии.
UH-60A Credible Hawk - вертолеты поставлялись в ВВС США в середине 1980-х
годов как спасательный вариант во время боевых действий для замены машин
НН-3 в Космической спасательной службе (ARRS); детальные отличия от
армейского вертолета Блэк Хоук включают больше оборудования, позже добавленного
на вертолеты UH-60A Армии США; первоначально было заказано 11 машин
"Кредибл Хоук", но последующие поставки и программа усовершенствований
разработок были cокращены.
EH-60C Black Hawk - аппарат для выполнения специальных электронных операций
единственный вертолет YEH-60A с устройством обнаружения излучателя Quick
Fix IIB и соответствующими антеннами.
НН-60D Night Hawk - единственная модификация вертолета для ВВС США.
МН-60А Velcro Hawk - 30 машин UH-60A, модифицированные для специальных
операций.
МН-60А Embassy Hawk - вариант для действий в Европе.
МН-60G Pave Hawk - снащенный для боевых спасательных и специальных операций;
оснащен цветным метеорадиолокатором Bendix, навигационной системой Доплера,
глобальной навигационной спутниковой системой, инерциальной навигационной
системой, дисплеем с картой перемещения, новой высокочастотной, сверхвысокочастотной
и спутниковой связью, подавителем инфракрасного излучения, системой
предупреждения об опасности, автоматом сбрасывания дипольных отражателей
и сигнальных ракет, бортовой ИК-системой FLIR для обнаружения целей,
штангой для заправки в полете, инфракрасными стробоскопами, системой
поддержки внешних грузов, индикацией на лобовом стекле, цифровой шиной
данных и дополнительными пушками.
VH-60A - девять вертолетов с салоном класса VIP.
UH-60B - обозначение армейского транспортного варианта вертолета с усовершенствованными
двигателями.
YEH-60B - вертолет UH-60A, модифицированный для системы обнаружения
и захвата цели до входа в зону ПВО противника с вращающимся датчиком,
помещенным в каноэобразный обтекатель на тросе; первый вертолет взлетел
6 февраля 1981 г.
YSH-60B - пять опытных вертолетов Сихоук для ВМС США.
SH-60B Sea Hawk - серийный противолодочный вертолет Сихоук; оснащен
зондом RAST, 25-трубочной установкой для запуска акустических буйков,
буксируемым магнитным обнаружителем подводных лодок на левой консоли
короткого крыла; оснащался аэронавигационным импульсным поисковым радаром
AN/APS-142, системой радиоразведки ALQ-142 под носовой частью фюзеляжа,
цельным лобовым стеклом кабины пилота и складывающейся хвостовой балкой;
был вооружен двумя торпедами Mk 46.
SH-60F Ocean Hawk - этот вариант обеспечивает внутреннее экранирование
при противолодочных операциях.
НН-60J Jayhawk - для замены машин НН-3F при поисково-спасательных операциях.
UH-60J - сделан для Японии; фактически является вертолетом Сикорский
S-70A-12 (UH-60L), оптимизированным для спасательных операций; оснащен
спасательной лебедкой с правого борта, внешними топливными баками, японской
авиационной электронной техникой и метеорадиолокатором, бортовой ИК-системой
FLIR для обнаружения целей.
МН-60К - армейский вариант для специальных операций; оборудован бортовой
ИК-системой FLIR для обнаружения целей производства компании Texas Instruments,
системой отображения ночного видения, дисплеем с картой перемещения,
бортовой кислородопроизводящей системой, двигателями Т700-GE-701C, тормозом
несущего винта; обнаружитель реактивной струи ракеты, антирадар, автомат
сбрасывания дипольных отражателей и сигнальных ракет, подавитель инфракрасного
излучения, подавитель радиосигналов и приемник лазерного обнаружения;
опытный образец поднялся в воздух 10 августа 1990 г.
UH-60L - вариант UH-60A, оснащенный двигателями Т700-210С; было заказано
190 машин, при этом модифицировались варианты UH-60A.
VH-60N Presidential Hawk - вертолет с салоном класса VIP; оснащен метеорадиолокатором,
кабиной с особой звукоизоляцией и VIP-салоном, скрытыми соплами и мощными
электроникой и средствами связи.
UH-60P - 100 вертолетов UH-60L, заказанных армией Республики Корея,
с улучшенным редуктором и тормозом несущего винта.
UH-60Q Dustoff Hawk - медицинский вариант для эвакуации, использующий
корпус машины UH-60L со специально спроектированным интерьером для оказания
медицинской помощи.
S-70A - партия экспортных вертолетов Блэк Хоук; армия Саудовской Аравии
получила 21 вертолет S-70A-1 Desert Hawk и восемь машин санитарного
варианта S-70A-L1, все они были оптимизированы для операций в пустыне;
39 машин S-70A-9 были поставлены в ВВС Австралии, следующие 38 вертолетов
были собраны на фирме Hawker de Havilland в Бэнкстоуне.
S-70B-6 - противолодочный вариант для Греции.
S-70C - обозначение гражданских вариантов Блэк Хоук и Сихоук для Брунея
и КНР.
WS-70 - вертолеты S-70/UH-60, построенные по лицензии на фирме Westland
Helicopters в Великобритании.
Тактико-технические характеристики:
Год принятия на вооружение - 1979
Диаметр главного винта - 16,36 м
Диаметр хвостового винта - 3,35 м
Длина - 15,26 м
Высота - 5,13 м
Масса, кг
- пустого - 5118
- нормальная взлетная - 7708
- максимальная взлетная - 9185
Внутренние топливо - 1363 л + опционально 1400
ПТБ - 2 х 871 и/или 2 х 1703 л
Тип двигателя - 2 ГТД General Electric T700-GE-700 (T700-GE-701A)
Мощность - 2 х 1645 л.с. (2 х 1750 л.с.)
Максимальная скорость - 296 км/ч
Крейсерская скорость - 268 км/ч
Практическая дальность, км
- с ПТБ - 2220
- без ПТБ - 1630
Дальность действия - 590 км
Скороподъемность - 125 м/мин
Практический потолок - 5790 м
Статический потолок - 3170 м
Экипаж - 2-3 чел
Полезная нагрузка: 14 солдат или 6 носилок или 1197 кг груза в кабине
или 3629 кг груза на подвеске.
Вооружение(опционально): 1 или 2 12.7-мм пулемета GECAL 50 или 7.62-мм
пулемета М134 Minigun или 7.62-мм пулемета М60 в двери кабины. Боевая
нагрузка - 4536 кг на 4 узлах подвески: 4 контейнера с пушками или пулеметами,
или 4 установщика мин М56, или 4 ПУ 70-мм НУР, или 4 х 4 ПТУР AGM-114
Hellfire.