Bell UH-1 Iroquois
Многоцелевой вертолет
В июне 1955 г. Армия США выбрала проект компании Bell Helicopter Company,
обозначенный как Bell Model 204. Новый вертолет стал известен в армии
под обозначением H-40 (HU-1) и получил имя Iroquois. Первый заказ распространялся
на три опытных экземпляра XH-40. Опытный вертолет поднялся в воздух
22 октября 1956 г. и использовался компанией Bell для испытаний и доработок.
Непосредственно перед первым полетом были заказаны шесть предсерийных
образцов YH-40, и все они были поставлены в августе 1958 г. Запущенные
в производство девять окончательных предсерийных вертолетов HU-1A были
поставлены 30 июня 1959 г., а за ними поступили в эксплуатацию 74 серийных
экземпляра.
Эти машины имели двойное управление и использовались в качестве учебно-тренировочных
вертолетов для полетов по приборам. Первое крупное использование вертолетов
за океаном состоялось в Корее. Вертолеты HU-1A были среди первых армейских
вертолетов США, которые действовали во Вьетнаме. Вертолеты Model 204
показывают свою принадлежность к компании Bell стабилизирующим стержнем,
расположенным над несущим винтом под прямым углом к его двум лопастям,
а также маленькими рулями высоты, прикрепленными к задней части фюзеляжа.
Трубчатое полозковое шасси было идеальным для операций общего назначения.
В кабине размещались два члена экипажа и шесть пассажиров или двое носилок.
Силовая установка состояла из турбовального двигателя Avco Lycoming
T53-L-1A мощностью 522 кВт, и это делало вертолет Model 204 первым летательным
аппаратом, оснащенным турбиной - винтокрылого типа или с неподвижным
крылом, который был заказан Армией США.
За вертолетами HU-1A поступили в эксплуатацию усовершенствованные вертолеты
HU-1B, которых было построено более 700 экземпляров. Ранний серийный
вариант имел двигатель Avco Lycoming T53-L-5 мощностью 716 кВт, а поздняя
серийная модель получила двигатель T53-L-11 мощностью на валу 820 кВт.
Другие усовершенствования вертолета HU-1B включали перепроектированные
лопасти несущего винта и увеличенную кабину, способную вместить двух
членов экипажа и семь пассажиров или трое носилок.
Осенью 1965 г. вертолет UH-1B был замещен в производстве вертолетом
UH-1C, который имел "прикрепленный на шарнирах" винт с широкими
лопастями. Этот новый несущий винт обеспечивал небольшое увеличение
скорости и повышение маневренности. Несколько вертолетов UH-1A, действовавших
во Вьетнаме, были оборудованы ракетным блоком и двумя пулеметами калибра
7,62 мм для ближней поддержки; успех этого вертолета привел к тому,
что многие вертолеты UH-1B использовались на тех же ролях, вооруженные,
в основном, четырьмя установленными по бокам пулеметами калибра 7,62
мм или двумя симметрично установленными блоками, каждый из которых содержал
24 ракеты.
Другие военные варианты вертолета Model 204 включали вертолет UH-1E
для Американского корпуса морской пехоты, оборудованный лебедкой для
подъема людей, тормозом несущего винта и электронным оборудованием.
Первый вертолет был поставлен 21 февраля 1964г., а с октября 1965г.
на серийные машины стал устанавливаться новый несущий винт компании
Bell с шарнирной подвеской лопастей; вертолет UH-1F для ВВС США, с турбовальным
двигателем General Electric T58-GE-3 мощностью 962 кВт с несущим винтом
большего диаметра и способный разместить пилота и 10 пассажиров; аналогичный
ему учебно-тренировочный вариант TH-1F; вертолет HH-1K для ВМС США,
подобный вертолету UH-1E, но с двигателем T53-L-13 мощностью 1044 кВт;
вертолеты TH-1L и UH-1L - соответственно, учебно-тренировочный и общего
назначения с двигателем T53-L-13; три вертолета UH-1M, оснащенные оборудованием
ночного видения. Вертолет Моdel 204B строился для гражданского использования
и военного экспорта.
Он имел 10 посадочных мест, несущий винт большего, чем у UH-1F, диаметра
и двигатель T53-L-1 1 . Модели 204B и UH-1 были построены японской компанией
Fuji, а в 1967г. эта компания представила вертолет Fuji-Bell 204B-2,
который отличался от Модели 204B более мощным двигателем и тянущим хвостовым
винтом.
1 мая 1968 г. компаниями Bell Helicopter и Pratt & Whitney Aircraft
было достигнуто соглашение о продолжении усовершенствования нового вертолета
на базе вертолета Bell Model 205/UH-1H Iroquois. Первый из десяти таких
вертолетов поступил в вооруженные силы Канады 6 марта 1968 г. под названием
CUH-1H. Его силовой установкой являлся турбовальный двигатель Textron
Lycoming T53-L-13 с мощностью на валу 1044 кВт. Однако было решено применить
два турбовальных двигателя. Усовершенствования привели к созданию военного
вертолета Bell Model 212.
Революционной в техническом отношении была силовая установка вертолета
PT6T Twin-Pac канадской компании Пратт & Уитни Эйркрафт Канада (PWAC).
Она состояла из двух турбовальных двигателей, установленных рядом и
вращавших вал несущего винта через редуктор. Выходная мощность на валу
у первых серийных экземпляров вертолета составляла 4,66 кВт/кг, в то
время как для усовершенствованного турбовального двигателя Лайкомин
T53 она составляла 4,19 кВт/кг. Было и еще одно очень значительное преимущество:
при установке двигателя РТ6Т-3 на вертолет Модель 212 выходная мощность
во время взлета ограничивалась величиной 962 кВт. В случае неисправности
одной из двух турбин, датчики крутящего момента, расположенные в собирающем
редукторе, передавали сигнал исправной турбине и она начинала вырабатывать
мощность на валу в диапазоне от 764 кВт до 596 кВт, для аварийной или
непрерывной работы соответственно.
Поставки для ВВС США военных вертолетов Модель 212 под обозначением
UH-1N были осуществлены в 1970 г., а для ВМС и Корпуса морской пехоты
в 1971 г. Первый вертолет CUH-1N (CH- 135) был передан вооруженным силам
Канады 3 мая 1971 г. У него была цельнометаллическая конструкция фюзеляжа,
бесстоечное лыжное шасси, двухлопастный цельнометаллический полужесткий
несущий винт и двухлопастный хвостовой винт. Примерно в то же время
была разработана 14-местная коммерческая версия Twin Two-Twelve. Она
отличалась от военной модели обстановкой кабины и электронным оборудованием.
С 30 июня 1971 г. вертолеты этого типа получили разрешение на дозаправку
в воздухе, для чего потребовалось новое электронное оборудование, приборная
панель и система управления автоматической стабилизации. В июне 1977г.
Два-Двенадцать стал первым вертолетом с неубирающимся поплавковым шасси,
получившим разрешение на проведение дозаправки в воздухе с одним пилотом.
8 вертолетов Модель 212 в 1979 г. были поставлены Китаю. Вертолеты
Модель 212 под названием Agusta-Bell AB.212 производились также в Италии
по лицензии компанией Agusta. Первые поставки этих вертолетов были осуществлены
в 1971 г. У модификации АВ.212АSW был усилен каркас вертолета, установлены
палубные шасси и турбовальный двигатель компании PWAC PT6T-6 Твин-Пак
мощностью на валу во время взлета 1398 кВт.
Основные тактико-технические характеристики UН-1:
Год принятия на вооружение - 1960
Диаметр главного винта - 13,41 м
Диаметр хвостового винта - 2,59 м
Длина - 12,98 м
Высота - 3,84 м
Масса, кг
- пустого - 2300
- максимальная взлетная - 4309
Внутренние топливо - 916 + опционально 1325 л
Тип двигателя - 1 ГТД Textron Lycoming T53-L-11
Мощность - 1 х 1115 л.с.
Максимальная скорость - 238 км/ч
Крейсерская скорость - 204 км/ч
Практическая дальность - 615 км
Дальность действия - 383 км
Скороподъемность - 425 м/мин
Практический потолок - 3500 м
Статический потолок - 3230 м
Экипаж - 1-2 чел
Полезная нагрузка: 8 солдат или 3 носилок, 2 сидячих раненых и 1 сопровождающий
или 1361 кг груза в кабине или на подвеске
Вооружение (опционально): 1 7.62-мм пулемет М60 в дверце кабины или
4 7.62-мм пулемета М60 на направляющих по бокам фюзеляжа. Возможна подвеска
2 пакетов с 24 70-мм НУР