Sikorsky Aircraft SH-3 Sea King
Многоцелевой вертолёт
Вертолет Sikorsky HSS-2 был предметом контракта ВМС США, полученного
компанией 23 сентября 1957г. Контракт предусматривал создание всепогодного
противолодочного вертолета с гидролокационным оборудованием, способного
нести до 381 кг наступательного вооружения. Вариант S-61 имел водонепроницаемое
убирающееся в корпус шасси на поддерживающих поплавках и оснащался двумя
турбовальными двигателями General Electric T58, приводившими в движение
пятилопастный несущий винт. Опытный образец поднялся в воздух 11 марта
1959г., за ним последовали семь испытательных вертолетов YHSS-2 (SH-3).
Серийный вариант SH-3A Sea King начал поступать на вооружение в сентябре
1961 г.
К более поздним вариантам относится транспортный вертолет HH-3A для
особо важных персон. Такой же вариант CH-124, собранный канадской компанией
United Aircraft of Canada, был поставлен в канадские ВМС. ВВС Норвегии
для спасательных целей заказали вертолеты S-61A без противолодочного
оборудования, а от ВВС Малайзии поступил заказ на вертолеты S-61A-4
Nuri для перевозки 31 военнослужащего или для поисково-спасательных
работ. 167 машин HSS-2, HSS-2A (SH-3D), HSS-2B (SH-3H) и еще 18 поисково-спасательных
машин варианта S-61 были построены по лицензии компанией Mitsubishi.
Увеличение запаса топлива и замена двигателей T58-GE-8B мощностью на
валу 932 кВт на двигатели T58-GE-10 мощностью на валу 1044 кВт привели
к новому обозначению SH-3D.
Эти вертолеты впервые были поставлены в июне 1966 г. С 1969 г. компания
Agusta начала их лицензионную сборку в Италии под обозначением Agusta-Sikorsky
ASH-3D. Сто пять машин ASH-3A без противолодочного оборудования были
переобозначены в SH-3G в варианте общего назначения, последующие варианты
с 1971г. разрабатывались на основе вертолета SH-3H с усовершенствованным
противолодочным и электронным оборудованием для наблюдения. Итальянская
фирма возобновила сборку поисково-спасательных вертолетов AS-61R (HH-3F)
по заказу. На них установлены усовершенствованные радарная и дальняя
радионавигационная системы LORAN, бортовая ИК-система для обнаружения
целей в передней полусфере (FLIR) и навигационная система.
Вариант SH-3H является основным вертолетом ВМС США. Дополненные вариантом
общего назначения SH-3G, с которого было снято все противолодочное оборудование,
вертолеты SH-3H используются обычно на авианесущих кораблях ВМС и на
береговых базах, но уже заменяются вариантами SH-60 Seahawk и Ocean
Hawk. Восемь вертолетов SH-3, поставленных в Испанию, были модифицированы
в стандарт SH-3H, и три из них, оснащенных РЛС Thorn-EMI Searchwater,
установленными во внешнем надувном обтекателе (похожем на тот, который
установлен на машинах Sea King AEW.Mk 3 ВМС Великобритании), предназначены
для дальнего радиолокационного обнаружения воздушных целей.
Вариант CH-3B после демонтажа оборудования для морской эксплуатации
превратился в вариант SH-3; вариант CH-3C, который был заказан в ноябре
1962 г., имел заднюю погрузочно-разгрузочную аппарель. Получив в компании
обозначение S-61R, опытный образец поднялся в воздух 17 июня 1963г.,
а первая поставка вертолетов CH-3C была сделана 30 декабря 1963г. Замена
двигателей T58-GE-1 мощностью на валу 969 кВт на двигатели T58-GE-5
мощностью на валу 1119 кВт привела к появлению в феврале 1966 г. варианта
CH-3E.
Позднее несколько машин были переделаны в стандарт HH-3E для авиационно-космической
поисково-спасательной службы ВВС США. Они были оснащены броней, самогерметизирующимися
топливными баками, убирающейся штангой для дозаправки в воздухе, спасательной
лебедкой, пулеметами калибра 12,7 мм и стали называться Jolly Green
Giant. Сейчас все эти вертолеты не используются и заменены на вариант
НН-60. Береговая охрана США использовала вариант HH-3F Pelican, который
имел современное электронное оборудование для поисково-спасательных
работ, но у него не было самогерметизирующихся топливных баков, брони
и вооружения варианта HH-3E. Сейчас фактически осуществляется переход
к варианту HH-60J Jayhawk. Разработка гражданских вариантов началась
с варианта S-61L, который не являлся амфибией и имел удлиненный фюзеляж,
вмещавший до 30 пассажиров. Впервые он поднялся в воздух 6 декабря 1960
г.
Вариант S-61N - амфибия с плавучим корпусом и поддерживающими поплавками,
в которые убирались стойки шасси; впервые он поднялся в воздух 7 августа
1962 г. Компания Orlando Helicopters сейчас производит большое число
агрегатов вертолетов S-61 и исследует пути для переоснащения существующих
машин двигателями, способными работать на альтернативном топливе: бензине,
пропане и спирте.
Тактико-технические характеристики:
Год принятия на вооружение - 1961
Диаметр главного винта - 18,90 м
Диаметр хвостового винта - 3,23 м
Длина - 16,69 м
Высота - 5,13 м
Масса, кг
- пустого - 5382
- нормальная взлетная - 8450
- максимальная взлетная - 9300
Внутренние топливо - 3180 л
Тип двигателя - 2 ГТД General Electric T58-GE-10
Мощность - 2 х 1420 л.с.
Максимальная скорость - 267 км/ч
Крейсерская скорость - 219 км/ч
Практическая дальность - 1005 км
Скороподъемность - 670 м/мин
Практический потолок - 4480 м
Статический потолок - 3200 м
Экипаж - 2 + 2 чел
Полезная нагрузка: 2269 кг груза в кабине или 3629 кг груза на подвеске
Вооружение: Боевая нагрузка - 381 кг на 2 узлах подвески: 2 торпеды
Mk.44 или Mk.46, глубинные бомбы на экспортных вариантах возможна установка
ПКР.