Boeing Vertol CH-47 Chinook
Многоцелевой транспортный вертолёт
Из заявок, поданных пятью компаниями по производству вертолетов, ВВС
США выбрали вариант Boeing Vertol Model 114, как наиболее отвечающий
требованиям, предъявляемым к фронтовому мобильному вертолету. Он должен
был иметь оборудование для полетов в любую погоду, нести нагрузку 1814
кг внутри фюзеляжа или 7257 кг на внешнем тросе, перевозить до 40 военнослужащих,
иметь возможность непосредственной загрузки в хвостовой части фюзеляжа,
приспособления для эвакуации раненых и перевозки любого компонента ракетной
системы Martin Marietta Pershing. В июне 1959 г. был заключен первый
контракт на пять вертолетов YCH-1B. Позже они получили обозначение CH-47A
Chinook.
Вертолет (похожий на увеличенный вариант Модели 107 - СН-46) был оснащен
неубирающимся четырехопорным шасси, а с каждой стороны нижней части
фюзеляжа были расположены герметизированные обтекаемые гондолы, разделенные
на подотсеки. Они занимали почти три четверти длины фюзеляжа, способствуя
увеличению плавучести герметизированной нижней части фюзеляжа при эксплуатации
с поверхности воды. Первый аппарат YHC-1B поднялся в воздух 21 сентября
1961 г., к этому времени был заключен контракт на серийный выпуск вертолетов
СН-47А.
Сначала они были оснащены турбовальными двигателями Lycoming Т55-L-5
мощностью 1641 кВт (2200 л. с.), а затем турбовальными двигателями T55-L-7
мощностью на валу 1976 кВт (2650 л.с.). Поставки вертолетов CH-47A начались
в декабре 1962 г. С тех пор было выпущено несколько вариантов, в том
числе СН-47В с более мощными турбовальными двигателями Т55-L-7C мощностью
на валу 2125 кВт (2850 л. с.), с измененной конструкцией лопастей несущего
винта. Первый образец поднялся в воздух в октябре 1966 г., а поставки
начались 10 мая 1967 г.
За ним последовал вариант СН-47С (Модель 234), оснащенный двумя турбовальными
двигателями Т55-L-11C мощностью 2796 кВт (3750 л.с.), с усиленной трансмиссией
и с большей емкостью топливных баков. Первый из таких вертолетов совершил
полет 14 октября 1967 г., а в начале 1968 г. начались поставки серийных
машин. Девять аппаратов, аналогичных варианту CН-47C, были построены
для Вооруженных сил Канады под обозначением СН-147. Их поставки начались
в сентябре 1974 г. Этот вариант был оборудован самыми современными системами
безопасности и управления полетом, максимальный вес при взлете с земли
составлял 22680 кг, а при аварийном взлете с воды - 20865 кг.
Во время войны во Вьетнаме было выпущено четыре экземпляра варианта
АСН-47А, по внешней компоновке напоминавшего вертолет СН-47А, но оснащенного
броней и вооружением из 40-мм гранатомета в носовой части, 20-мм пушки
переднего огня, пулемета калибра 7,62 мм или двух 19-зарядных ракетных
контейнеров. Кроме того, в кабине могли располагаться пять стрелков,
в распоряжении каждого имелся пулемет калибра 12,7 мм или 7,62 мм, установленный
на гибкой направляющей. В соответствии с программой развития американской
армии, по одному вертолету каждой модели - СН-47А, СН-47В и СН-47С -
было демонтировано до основного каркаса с последующей реконструкцией
для получения усовершенствованного стандарта, который стал опытным образцом
СН-47D.
Эти усовершенствованные вертолеты были оснащены более мощными турбовальными
двигателями, трансмиссией с увеличенным передаточным числом и новым
электронным оборудованием, а их конструкция подверглась многим изменениям.
На них используется также вспомогательная силовая установка и тройная
система крюков для подвешивания груза. После успешного завершения летных
испытаний этих опытных образцов Армией США компания Боинг Вертол приступила
к выполнению программы переделки вертолетов СН-47А в соответствии со
стандартом СН-47D, и первый из них был поставлен в 1982 г.
ВВС Великобритании заказали 33 вертолета, аналогичных канадскому варианту
СН-147, под обозначением Chinook НС.Mk I. Они оснащены британским оборудованием
и имеют несколько специальных приспособлений. Первый аппарат был поставлен
в августе 1980г., а в начале 1982г. была осуществлена поставка всех
33 машин. Начиная с 1970г. вертолеты Чинук стали выпускаться в Италии
для европейских и ближневосточных заказчиков. Это произошло после приобретения
компанией Elicotteri Meridionali прав на совместное производство и сбыт
у компании Боинг Вертол. В программе участвуют также Agusta, SIAI-Marchetti
и другие итальянские компании.
Выпуск новых военных вертолетов Чинук компанией Боинг Вертол в настоящее
время ограничен международным экспортным вариантом Модель 414 и вариантом
MH-47E вертолета СН-47D для войск специального назначания с электронным
оборудованием для ночных полетов на малой высоте и штангой для дозаправки
топливом в воздухе.
Основные тактико-технические характеристики:
Год принятия на вооружение - 1962
Диаметр главного винта - 18,59 м
Диаметр хвостового винта - 18,59 м
Длина - 15,54 м
Высота - 5,77 м
Масса, кг
- пустого - 10150
- максимальная взлетная - 22680
Внутренние топливо - 3900 л
Тип двигателя - 2 ГТД Textron Lycoming T55-L-712 (-712SSB)
Мощность при взлете - 2 х 3800 л.с. (2 х 4440 л.с.)
Мощность при полете - 2 х 3040 л.с. (2 х 3180 л.с.)
Максимальная скорость - 298 км/ч
Крейсерская скорость - 256 км/ч
Практическая дальность - 2026 км
Дальность действия - 370 км
Скороподъемность - 669 м/мин
Практический потолок - 6735 м
Статический потолок - 3215 м
Экипаж - 2-3 чел
Полезная нагрузка: 55 содат или 24 носилки и 2 сопровождающих или 8164
кн груза в кабине или 10341 кг на подвеске.
Вооружение(опционально): 1 или 2 7.62-мм пулемета M60D.