Bell AH-1 Huey Cobra
Многоцелевой ударный вертолет
В марте 1965 года в США начались разработки по созданию многофункционального
вертолета, который в полной мере мог бы выполнять множество возложенных
на него боевых задач. Первый полет АН-1 Huey Cobra состоялся уже в сентябре
1965 года. Эта машина имела некоторые преимущества лучшую аэродинамическую
форму, на треть большую скорость, более мощное вооружение, меньшую уязвимость
и еще ряд преимуществ перед UH-1 Уже во Вьетнаме вертолет АН-1 зарекомендовал
себя весьма удовлетворительно (в одних и тех же боевых условиях число
попаданий в него оказалось вдвое меньше, чем у UH-1). Успехи во Вьетнаме,
на Ближнем и Среднем Востоке (в Ливане в 1982 году "Хью Кобрами"
израильских ВС было уничтожено более 40 танков) способствовали дальнейшему
развитию вертолетов семейства АН-1 К началу 90-х годов уже существовало
около 10 их модификаций и было построено более 2000 винтокрылых машин.
Темпы разработки и внедрения новых модификаций достаточно высоки: 1965
год - модификация (G), 1969-(J), 1972-(Q), 1977-(Т, S), 1986-(W), 1991-(BW).
Непрерывное внедрение новых технологий при создании оборудования и вооружения
вертолета обеспечило преемственность и современность состояния АН-1
в течение более 30 лет. Ожидается, что использование вертолета для выполнения
боевых задач в странах НАТО продлится до начала следующего тысячелетия.
Вертолеты АН-1 выполнены по одновинтовой схеме с двухлопастными (за
исключением модификации W и BW) несущим и рулевым винтами. В отличие
от UH-1, "Хью Кобры" имеют более узкий фюзеляж, кабину для
двух членов экипажа, расположенных тандемом (стрелок - спереди, а летчик
- сзади и выше), усиленную бронезащиту кабины и силовой установки, а
также дублированную систему управления. Для повышения скорости и маневренности
на АН-1 установлено небольшое среднерасположенное крыло и отсутствует
грузовая кабина. В носовой части фюзеляжа всех вертолетов находится
пушечная турельная установка. Под крылом - четыре пилона для подвески
съемного вооружения. Предусмотрена система охлаждения выхлопных газов
двигателей, что уменьшает вероятность поражения вертолета ракетами с
инфракрасной головкой наведения.
Конструктивно лопасти отличаются модификацией: у ранних моделей они
металлические с хордой 53, 3 см, последние модели - композитные с хордой
67, 2 см и 83, 82 см, способные противостоять ударам снарядов калибра
23 мм и пуль калибра 12,7 мм. Главное отличие вариантов АН-1 - силовые
установки, оборудование и вооружение. АН-1G "Хью Кобра", стоящий
на вооружении ВС США с 1967 года, является первым вертолетом, специализирующимся
на оказании огневой поддержки сухо- путным войскам на поле боя. В соответствии
с целями и задачами, стоящими перед этой машиной, АН-1G оснащен мощным
вооружением: на турельной установке под носовой частью фюзеляжа могут
размещаться два шестиствольных пулемета "Миниган" калибра
7,62 мм с боезапасом 8000 патронов или два 40-мм гранатомета с боезапасом
600 гранат. Кроме того, вертолет способен нести до 76 неуправляемых
авиационных ракет калибра 70 мм на внешних узлах подвески.
Модификацией AH-1G стал вертолет АН-1S Cobra. Он оборудован новым несущим
винтом и более мощной силовой установкой, новой турельной установкой
с одноствольной пушкой М230Е1 калибра 30 мм с боезапасом 500 снарядов.
АН-IS стал поступать на вооружение армии США в 1977 году. Значительные
потери однодвигательных вертолетов в локальных войнах 60 - 70-х годов
подтолкнули разработчиков к созданию машин со спаренными двигателями.
Вследствие этого были получены модификации АН-1TJ, АН-1Т.
Основные модификации вертолета:
АН-1G Huey Cobra - первая серийная модификация.
ТН-1G Huey Cobra - тренировочный вертолет на базе АН-1G.
АН-1Q Huey Cobra - противотанковая модификация вертолета по программе
ICAP (Improved Cobra Armament Program).
АН-1S (Mod) Huey Cobra - модификация 1974 года по программе ICAM (Improved
Cobra Agility and Maneuverability) с новыми ГТД T53-L-703, с новой трансмиссией
и хвостовым винтом от вертолета Bell Model 212.
ТН-1S Night Stalker - тренировочный вертолет для обучения полетам в
ночных условиях.
АН-1S (Prod) Huey Cobra - модификация объединяющая программы ICAP и
ICAM, добавлена новая аппаратура РЭБ, новое вооружение.
АН-1Р Huey Cobra - обозначение АН-1S (Prod) Huey Cobra при принятии
на вооружение.
АН-1E Huey Cobra - модификация АН-1S (ECAS) Huey Cobra по программе
ECAS (Enhanced Cobra Armament System). На вертолете установлена турельная
установка General Electric M79E1Universal Turret, и универсальное ПУ
для НУР M138.
АН-1F Huey Cobra - модификация АН-1S (MC) Huey Cobra ( МС - Modernized
Cobra), модернизация по программам ECAS и Prod плюс доплеровская навигационная
система, ИК датчики ALQ-144 и лазерный целеуказатель Rockwell AAS-3.
Fuji AH-1S - построенная японской фирмой Fuji по лицензии версия AH-1F
с ГТД Кawasaki (Textron Lycoming) T53-K-703.
Основные тактико-технические характеристики:
Год принятия на вооружение - 1967
Диаметр главного винта - 13,41 м
Диаметр хвостового винта - 2,59 м
Длина - 13,59 м
Высота - 4,09 м
Масса, кг
- пустого - 2993
- нормальная взлетная - 4524
- максимальная взлетная - 4536
Внутренние топливо - 980 л
Тип двигателя - 1 ГТД Textron Lycoming T53-L-703
Мощность, л.с.
- заявленная - 1825
- при взлете - 1310
- при полете - 1150
Максимальная скорость - 315 км/ч
Крейсерская скорость - 227 км/ч
Дальность действия - 507 км
Скороподъемность - 494 м/мин
Практический потолок - 3720 м
Статический потолок - 3720 м
Экипаж - 2 чел
Вооружение: 1 20-мм трехствольная пушка M197 Vulcan с 750 патронами.
Боевая нагрузка - 1542 кг на 4 узлах подвески: 8(2х4) ПТУР BGM-71 TOW
и 2 ПУ LAU-68 или LAU-6 c 7х70-мм или 19х70-мм НУР Возможна установка
4 УР "воздух-воздух" AIM-92 Stinger, 2х8 УР "воздух-поверхность"
AGM-114 Hellfire, контейнеров с пушечным и пулеметным вооружением, 2
40-мм гранатомета.